Метод ориентирован (наиболее эффективен) для владельцев бизнеса и топ-менеджеров,поскольку эти люди оказывают решающее воздействие на систему организации.
Организационные расстановки отлично подходят и для семейных предприятий, поскольку с их помощью можно выяснить, где следует искать решение проблемы. Оно может находиться и в семье владельцев, и в менеджменте фирмы, или же, возможно, нужно будет менять что-то в обеих областях.
Есть три возможности применения Организационных Расстановок:
1. Это диагностический инструмент.
Расстановки могут помочь в ответе на вопрос: «Что происходит в компании?»
2. Расстановки могут также помочь как инструмент исследования.
Например, что случится, если мы объединим две команды?
Что произойдет, если мы наймем извне нового начальника департамента?
Как клиенты отнесутся к выводу новой линейки продуктов?
3. И, наконец, расстановка может работать как инструмент изменений.
Она привносит в компанию нечто новое.
Прояснение глубокой сути процессов в организации владельцем или топ-менеджером компании открывает дверь к ее трансформации и организационному развитию.
Среди возможных изменений: построение оптимальной организационной структуры, кадровые перестановки, новые идеи и сценарии для развития бизнеса, локализация ресурсов для роста компании.
Лежащие на глубине динамики в процессе расстановки выходят наружу. Затем приходит решение. Система может испытать облегчение в соответствии с законами, и таким образом становится возможным возобновление энергетического потока и нахождение сотрудниками новых сил для выполнения своих задач в организации.
Чтобы получить представление, какие элементы вы можете использовать для организационной расстановки, ниже приводится следующий неполный список:
• Основатели
• Источник финансирования
• Акционеры
• Совет директоров
• Руководство
• Материнские компании
• Подразделение и его начальник
• Весь персонал индивидуально или в группах
Иногда:
• Клиенты и поставщики
• Те, кто сыграли важную роль в истории организации
• Члены семьи владельца компании
• Советники, консультанты
Также возможны:
• Задачи и цели организации
• Продукт компании и рынок
• Другая организация, конкурент
• Элементы, среди которых можно сделать выбор
• Рабочие темы в организации
• Навыки и умения человека
• Концепция
• Географическая область или место, где эта организация находится
— перегруженность отдела работой,
— неясная организационная структура,
— неясные границы ролей,
— неправильная координация и система коммуникации,
— формирование коалиций,
— смешение личных и деловых вопросов,
— высокомерное поведение, безответственность, тенденции покинуть организацию и др.
Так же с помощью организационной расстановки можно проигрывать определенные сценарии, например, ухудшение ситуации или различные варианты решения возникшей проблемы.
2. Проблемы лидерства.
Разъяснение причин недостатка лидерства и диагностика мотивации менеджеров и сотрудников компании.
Организационные расстановки дают информацию о недостающей поддержке и ресурсах.
3. Скрытые и явные конфликты.
Исследование причин и построение модели исправления ситуации.
4. Вопросы достижения целей организации, стратегии компании.
Организационные расстановки дают информацию об ориентированности организации или группы сотрудников на задачу, клиентов или цель, об энергии и атмосфере в коллективе.
5. Вопросы, возникающие при основании или слиянии компаний.
Разрешение вопросов о наследовании проблем в дочерних компаниях и совместимости корпоративных культур.
6. Уточнение собственного места в организации.
Организационные расстановки могут быть использованы для того, чтобы разобраться с собственным местом и собственной ролью в той системе, где человек работает, руководит, консультирует, или супервизором которой он является.
7. Помощь консультантам.
Что происходит в организации, в которой я как консультант осуществляю проект? Где моё возможное место?
8. Маркетинговые вопросы.
Исследование вывода на рынок нового продукта, вопросы бренда и др.
9. Принятие важных решений.
Должен ли я остаться или уйти?
Примем ли мы этот вызов?
Какой кандидат подходит на это место?
Нужно ли нам вообще назначать кого-либо на это место?
Организационные расстановки могут дать «страховку» для принятия необходимых решений. Например, в случае вопросов преемственности, назначении должности и других личных или хозяйственных переменах.
10. Метод расстановки также используют при подготовке к сложным переговорам.